РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ на нашем НОВОМ форуме по адресу:

КРУГ ДРУЗЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ГОСТЯХ У ОЛЬГИ-АЛЁНУШКИ » ПСИХОЛОГИЯ » "Уроки Риторики и Ораторского Мастерства"


"Уроки Риторики и Ораторского Мастерства"

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Страх, страх, страх:

Самый главный "дракон" на пути оратора. Как бы тщательно вы ни готовили выступление, страх способен превратить его в жалкое зрелище.

Трясущиеся руки и ноги. Прерывистое дыхание. Путаница в мыслях. Вспотевшие ладони. Дрожащий, срывающийся голос. Бегающий взгляд:
Бр-р-р. Не дай бог оказаться в этом страшном сне.

Страх сводит на нет многочасовые усилия преподавателей. Голос, который, казалось бы, еще вчера звучал сильно и уверенно в кабинете у педагога, на сцене, перед публикой, опять становится зажатым и едва слышным.

От схватки со страхом не уйти. Но так как страх многолик, необходимо знать, с какого боку к нему подойти, каким оружием с ним бороться.

Либо каким подарком можно переманить этого дракона на свою сторону.
А для этого полезно знать корни этого страха, откуда он берет начало, откуда он черпает силу.

Черепахи, на которых держится страх публичных выступлений:

Что может быть причиной страха:
Неизвестность.
Это то, что чаще всего пугает начинающих ораторов, у которых нет опыта публичных выступлений. Неизвестность вызывает волнение и у опытных ораторов, если перед ними незнакомая аудитория.

А получится ли у меня? А как я буду выглядеть? А будут ли меня слушать? А смогу ли доходчиво донести свою мысль? А что обо мне подумают слушатели? А вдруг мой голос сорвется? А вдруг зададут вопрос, на который я не смогу ответить?
Все новое в той или иной степени вызывает настороженность, опасение: Неизвестность может таить в себе опасность, возможную угрозу для жизни. А инстинкт самосохранения требует особой осторожности при встрече с новым, неизвестным.

Что делать. Приемы. Техники. Упражнения.
Подсказка ?1
"Набираться опыта"   
Выступать, выступать и еще раз выступать: при всякой удобной возможности. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы.

Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет.

Теперь это уже освоенная территория. Теперь это уже знакомая местность. Теперь я уже знаю, что ничего ужасного здесь нет. Теперь я уже могу предсказать развитие событий в этой ситуации:
Слово "успешно" здесь не случайно. Если опыт выступления оказался неудачным, если вас освистали, закидали помидорами, или проигнорировали, то страх перед последующим выступлением может только усилиться. И зачастую, чтобы потом разгрести завалы таких неудачных выступлений, не обойтись без помощи психотерапевта.

Поэтому набираться опыта в публичных выступлениях лучше там, где вам гарантирована доброжелательная атмосфера.

Добро пожаловать на курсы ораторского искусства!
Подсказка ?2
"Самое страшное"   

   
Прием заключается в том, что вы начинаете размышлять: "Если это будет самое провальное выступление в моей жизни - что самое страшное может произойти?"

При этом желательно утрировать эту ситуацию по максимуму. Фантазируйте от души:

Можете представить, как эти бизнесмены, в костюмах и галстуках, достают вдруг авоськи с тухлыми яйцами и помидорами, и начинают швырять их в вашу сторону. А вы ловко от них уворачиваетесь: потом достаете бейсбольную биту, и начинаете отбивать эти помидоры обратно.: В общем, раскручивайте нелепость этой ситуации до предела, пока вам не станет смешно!
Почему этот прием работает:
Зачастую оратору кажется, что если его доклад не удастся, то произойдет такое: такое: что лучше даже и не думать про это! И стараясь об этом не думать, он себя накручивает, настраивает на нечто ужасное.
Когда же он об этом задумывается - то кажущаяся важность предстоящего выступления лопается как мыльный пузырь. Порой даже становится обидно, что миру настолько все равно, успешным или провальным будет его выступление.
Лучшее средство от страха - это смех. Поэтому желательно утрировать ситуацию до тех пор, пока не станет смешно.
Если в вашем воображении ваш начальник недовольно хмурится (после вашего провального выступления) - то эта картинка способна вызвать спазмы страха в желудке. Но если же вы представляете, как начальник в ярости бегает за вами с мухобойкой - то такая картинка способна вызвать лишь здоровый смех.
А здоровый смех гораздо лучше, чем страх, вызывает хорошее ресурсное состояние, подходящее для выступления. Поэтому - да здравствует смех!

Отредактировано Ольга-Алёнушка (Воскресенье, 13 мая, 2007г. 16:14:07)

2

Выпуск 2

В предыдущем выпуске я писал, что одна из причин страха публичных выступлений - страх неизвестности. Продолжаем размышлять на эту тему.

Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящее выступление - со страхом или с нетерпением - во многом зависит от наших установок, от того, как мы в своей голове представляем это выступление.

Если идти по миру с молотком, то будешь видеть только гвозди!
Кто-то из великих, кажется, Вирджиния Сатир

Чтобы вызвать у себя действительно сильный страх перед аудиторией, люди часто используют такую популярную стратегию как "фильм ужасов". Наверняка и вы не раз ею пользовались, поэтому вам легко будет понять, как она работает.

"Фильм ужасов"
Представьте внутри себя следующий сюжет: вы выходите перед аудиторией. Они разговаривают о чем-то своем, не обращают на вас внимание. По ходу вашего выступления задают всякие дурацкие вопросы, пытаясь на вас наехать... время от времени в зале раздаются вспышки смеха, наверное, рассказывают друг другу анекдоты. Иногда из зала идут выкрики: "а нельзя ли покороче". Когда вы пытаетесь навести в зале порядок, призвать к тишине, вас начинают опускать, поясняя, что вы тут никто:
И не просто создайте этот фильм - а прокрутите его в своей голове 10-20-30 раз. Каждый раз по полной программе проживая изнутри этот киносюжет.
Как вы думаете, с каким чувством вы после нескольких десятков таких киносеансов выйдете перед аудиторией?

Вот-вот. И я про то же! Волей-неволей вспоминается анекдот:

У мужика сломался утюг, он идет к соседу и думает: "Не даст! Припомнит старый долг: ну ладно, пообещаю, что верну к концу недели. А он скажет, что ему самому утюг завтра с утра нужен, а сейчас он уже спать ложится: эх, придется пообещать, что завтра в шесть утра ему занесу. А он скажет, что у меня розетка неисправна и я его утюг спалю: блин... не даст ведь!". В итоге, когда мужик видит соседа, который в хорошем настроении, радостно его приветствует, улыбается, приглашает зайти: вместо того, чтобы обратиться к нему с просьбой, выпаливает: "Да подавись ты своим утюгом, гад!"
Эта техника запугивания себя работает безотказно :-)

Но если это кино в вашей голове - то, значит, в вашей воле внести в него коррективы!

Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том и в другом случае - примерно одинаковые.

Сила позитивного мышления

Как-то наблюдали за одним олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Перед прыжком он некоторое время стоял на старте. С полузакрытыми глазами, слегка напрягал и расслаблял свои мышцы, как будто он что-то проигрывал внутри, в своем воображении... И только потом начинал бежать. Иногда он начинал бежать к планке через 5 секунд. Иногда через минуту. Причем это время было каждый раз разным.
Когда его начали расспрашивать, что же он делает в те мгновения перед стартом, то выяснилось следующее. Выйдя на старт, он в своем воображении начинал представлять, как он стартует, бежит к планке и прыгает вверх. Если в этом воображаемом прыжке он планку сбивал - то он стирал эту картинку и опять начинал представлять, как он стартует, бежит к планке, прыгает вверх: и так до тех пор, пока в его воображении ему не удавалось взять эту высоту.
И тогда он срывался с места. Бежал. Прыгал. И легко брал эту высоту! Потому что до этого он успешно взял ее в своем сознании.
Что ж, как говорится, клин клином вышибают. Если мы займем все наше внутреннее телевизионное время "позитивными фильмами", то для "фильмов ужасов" просто не останется места!
Подсказка ?3
"Позитивные фильмы "   
Создайте в своем воображении самый лучший сценарий вашей будущей презентации. Фильм, в котором у вас все удается. В котором вас радостно встречают аплодисментами. В котором вам улыбаются. В котором вы чувствуете себя расслабленно и комфортно. В котором вы легко контактируете с залом. В котором ваш голос звучит громко и уверенно!...
И прокрутите этот фильм в своем воображении 10-20-30-100 раз.
С каким ожиданием, с каким чувством на этот раз вы выйдете перед аудиторией?
Скорее всего, с более позитивным настроем, с более уверенным и комфортным состоянием.
И в аудитории будете видеть не ужасных монстров, готовых на вас набросится, а доброжелательных слушателей, готовых вас поддержать.
     
Да здравствует позитивное мышление!
Создавайте дружелюбную вселенную в своей голове!

Отредактировано Ольга-Алёнушка (Воскресенье, 13 мая, 2007г. 16:14:54)

3

Выпуск 49: "Передвижение по аудитории""

Задача оратора - быть в центре внимания (всегда быть центральной фигурой, а не фоном). В этом случае слушатели смотрят на оратора, а не на ворон за окном. И как следствие больше шансов, что выступление услышат, поймут, запомнят!

Движущийся объект в семь раз сильнее привлекает внимание.

Точно так же и движущийся оратор лучше притягивает и удерживает внимание аудитории.

Помимо удержания внимания, грамотные передвижения по сцене позволяют достичь несколько дополнительных целей:

Дополнительная польза от передвижений:

Сбросить избыточное волнение. Если от страха дрожат коленки, то лучше всего сжечь этот переизбыток волнения начав ходить. Несколько шагов по сцене - и лишнее волнение уходит!

Справиться с трудным слушателем. Если кто-то в зале слегка шумит и буянит - то опытные ораторы восстанавливают порядок, просто приближаясь к "вредному слушателю".
Наверное, помните, как моментально затихает студенческая аудитория, когда лектор "идет в народ". Тишина и спокойствие восстанавливаются мгновенно!
Захват выгодной позиции:
Если перед вами выступал занудный лектор то, встав на то же место, вы будете ассоциироваться с ним. Лучше отойти на несколько шагов от этого, замусолившего взгляд пространства.
Если перед вами выступал яркий, успешный оратор - то можно перетянуть часть его славы к себе, встав и начав выступать из того же места что и он. Если в кабинете, где проходят совещания вы встанете на то место откуда обычно выступает ген-директор - то ваше выступление бессознательно будет восприниматься как более значимое.
У священников есть место где они проповедуют, где они исповедуют, где крестят. Точно также у опытных руководителей есть разные места в их кабинете в которых они ругают или хвалят подчиненных или просто доносят информацию.

Грамотный оратор легко умеет перемещаться в пространстве и менять свою позицию.

Основные правила при движении:

1. 30% на 70%. Двигаться конечно полезно, но без фанатизма - не нужно мельтешить. Поэтому в среднем оптимально, когда вы только 30% времени находитесь в движении и 70% времени спокойно и стабильно стоите.

Важно понимать, для чего вы ходите: чтобы привлечь внимание, чтобы сбросить волнение, чтобы утихомирить трудного слушателя если ничего этого делать не нужно, и вас и так внимательно слушают - то достаточно ходить только 5% времени, и 95% времени спокойно стоять.

2. Лицом к аудитории. Основная опасность при передвижениях - это начать двигаться спиной к аудитории. Корпус должен быть все время развернут к слушателям!

3. Разнообразие траекторий и скорости. Если оратор движется однообразно как маятник - то это уже не привлекает внимание, а усыпляет, надоедает. Следует менять траекторию, скорость движения. Двигаться не только влево вправо но и приближаться к аудитории, иногда удаляться

4. Фиксация в конечных точках. Важно чтобы оратор четко фиксировался в конечных точках (в основной позе оратора). Иначе ощущение нестабильности. Постоянного пританцовывания, суеты, мельтешения.

5. Не пятиться назад. Если вы что-то говорите и при этом пятитесь назад - то это выглядит неубедительно. Поэтому назад передвигаться лучше во время пауз. А главные тезисы произносить приближаясь к аудитории.

6. Не переплетать ноги. Если ходить - то ходить красиво. Переплетающиеся ноги или приставной шаг - не лучшие варианты. Воспринимаются смешно и неуверенно.

http://www.orator.biz/

Отредактировано Ольга-Алёнушка (Воскресенье, 13 мая, 2007г. 16:15:26)


Вы здесь » В ГОСТЯХ У ОЛЬГИ-АЛЁНУШКИ » ПСИХОЛОГИЯ » "Уроки Риторики и Ораторского Мастерства"